"Русская литература XVIII века"

Информационно-поисковая система




 
  [главная]    -     [поиск]    -     [справочные и учебные материалы]    -     [об участниках проекта]    -     [руководство для пользователя]    -     [контакты]  
 
Цит. по: Тредиаковский В. К. Избранные произведения. Ред. Тимофеев Л. И. М.-Л.: Советский писатель, 1963.
Первая публикация: Парафразис вторыя песни Моисеевы. Сочинения и переводы как стихами так и прозою Василья Тредиаковского. СПб., 1752.
Литературный род: лирика
Год написания: 1752
Метрическая схема: Я4
Рифмовка: aBaaB
Темы: величие Бога, грехи, вера и неверие, возмездие
Указатель: Бог, Гоморра, Господь, Иаков, Израиль, Содом
Вонми небо, и возглаголю.
Второзакония глава 32

Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.

Как туча падает на злак,
Или как иней где на сено,-
Господне имя есть мне в знак,
То мыслей призвано не в мрак;
Славь бога всяко в нас колено1.

Бог - истинны его дела
И все пути его, суд правый, -
Бог верен, а неправда зла,
Не зрится ни тоя в нем мгла,
Святый весь, он душам свет здравый.

Согрешшии вельми пред ним,
Не чада стали уж пороком!2
О! род строптив, развратен сим,
Сие ль ты господу твоим
Воздать за благо мог оброком?

Сих3 оный есть народ делец,
Кой весь не мудр и пребезумен:
Тебя ж не сам ли сей отец
Приял и был тебе творец?
Доколе в помыслах ты шумен!4

Воспомяни те дни веков,
И купно разумей все лета
От рода древнего родов;
Спроси у рождшего следов,
Познаешь старших всё от света.

Как бог языки разделял,
Сынов Адамлих рассевая,
Пределов столько поставлял,
Коль верных слуг себе счислял,
От ангельска числа то зная.5

И стала быть господня часть -
Иаков 6 род его избранный;
Наследием возмог подпасть
Израиль весь ему во власть;
Всяк прочий люд уж был как странный7.

В пустыне всем его снабдил:8
Он жажду, в превеликом зное,
В земле безводной утолил,
Обвел его и сохранил,
Как зеницу очей, в покое.

Гнездо как кроет всяк орел,
И над птенцами сей летает, -
Простер так крила он и сшел,
На рамена его возвел,
Подъемлет, взносит, соблюдает.

Вождем им был господь един,
Никто бог чуждий не был с ними;
Взвел их на верьх земных плотин9,
Поставил свыше всех судьбин,
Насытил житами благими.

Из каменя потек им мед,
Елей из тверда ж камня равно;
Млеко, тук, масло скот дает,
И цвет пшеничный всем растет,
Их питие - вино преславно.

Иаков в сытости процвел,
Отвергся вскоре толь любимый;
Утыл и толсто расширел,
Отступством бога он презрел,
Забыл, что спас ему10 он чтимый.

Во нравах все творца чужих
И в мерзостях преогорчили:
Бесам пожерли11 в сквернах12 сих,
Богам, отцам что странны их,13
От напитавша14 ж отступили

Узрев господь , возревновал,
И раздражился он презельно;
В сынах и дщерях злость познал 15,
Которых сам он снабдевал,
Се взбесновавшихся бездельно.

Господь рек: Сам я отвращу
Лице мое от всех их ныне;
Род развращенный, веру тщу,
Не буду видеть в благостыне

В гнев привели тем, что не бог 16,
И раздражили суетою;
Народом их сломлю я рог,17
Кой не народ, хотя и мног,
От глупых и людей бедою.

От ярости уж моея
Разжегся огнь палящ до ада;
Съест землю и плоды ея;
Все попалит страны всея18
Гор основания для глада

Употреблю премного зол;
Пущу на них мои все стрелы;
В снедь птицам ляжет плоть на дол19;
Пожрет живых зверь в произвол20;
Не будут и от змиев целы.

Внутрь истребит их страх;
Извне меч острый обесчадит:
Юн с девою погибнет в прах;
С седым младенца при сосцах21
Смерть люта в век изгладит.

Изрек бы: их рассею всех,
И память в людях уничтожу;
Когда б не для противных тех,22
Которым бы не сбить в поспех,
Я в гневе коих сам убожу.

Еще чтоб не сказали так
Рукою мы свершили сею,23
А не господь то всё никак;
Сей род, в чием совете мрак,24
Весьма глуп мыслию своею
.

О! ежели б все разуметь
И возмогли понять то ясно,
Чтоб ныне налящи посметь
И всё в руках уже иметь,
Что впредь велит он самовластно.

Как тысящи един гонить,
Как двинуть два б могли тьмы целы,
Когда б не предал бог сам бить?
И не дал бы господь сломить,
Творя их воины толь смелы.

Но боги их не таковы,
Каков есть бог наш, велий, сильный;
Враги ж все наши хоть как львы,
Хотящи нашея главы,
Однак в них разум необильный.

Их из Содома виноград,
Их от Гоморры 25 все их розги26;
Их грозд есть токмо желчь и смрад;
Их ягода горька стократ,
Сок отравляет шумны мозги.

Змиина ярость их вино,
И аспидов злость неисцельна.
Не богом ли отведено,
В сокровищах заключено,
Печать на всем том зле презельна?

В день мести то воздаст он сам,
Когда те преткнутся ногами
О! гибели день близок вам;
И быть чему, стоит уж там:
Тем движете его вы сами.

Своим бог правду сотворит,
И умолен об них он будет;
Расслабленных, бессильных зрит,
Истаявших не уморит,
В конец рабов сам не забудет.

Так рек господь : Их боги где,
На коих все вы уповали?
Тук ели оных жертв везде,
И пили треб вино в чреде,27
А о сотворшем не внимали.

Да встанут, и да вас спасут;
Да в помощь вашу те потщатся;
На вас покров пусть нанесут28;
Врагов за вас да потрясут,
И да исполнить то помчатся.

Но зрите, зрите, что есмь я;
И нет нигде другого бога:
Мертвит, живит рука моя,
Цельба и язва от нея;
Нет, кто б исторг29, когда та срога.

На небо ону30 возведу,
Клянясь десницею моею,
Вещаю словом на среду,
Да будет слышимо преду:
Живу вовеки сам я с нею.

Когда я изощрю мой меч
И на престол судебный сяду,
То тем врагов хощу посечь,
И в месть нелюбящих повлечь,
И ненавидящих поряду.

Я кровью стрелы напою,
Наестся меч мой мяс от тела,
От тела язвенных в бою,
От глав князей, что убию,
Их попленивши грады, села
.

Возвеселитесь, небеса,
Вы с богом нашим купно;
Да прославляет чудеса,
От древнего уже часа,
Весь ангельский чин неотступно.

Языки! вы с его людьми
В веселии сердец ликуйте;
Сынов род, крепость восприми
И радостию возгреми,
Все ныне славно торжествуйте.

Отмщает бог за вас в день сей,
И ненавидящим сурово
Он в правде воздает своей;
Земле ж его чад и людей
Есть очищение готово.

1

Колено
- здесь: племя. Имеются в виду упоминаемые в Библии двенадцать колен Израиля, происшедших от двенадцати сыновей Иакова.(Прим. ред.)

2

Не чада стали уж пороком
- погрязнув в пороке, перестали быть детьми (бога).(Прим. ред.)

3

Сих
- т. е. грешных дел.(Прим. ред.)

4

Доколе в помыслах ты шумен
- до каких пор ты будешь строптив, дерзок в помыслах!(Прим. ред.)

5

От ангельска числа то зная
- зная (о числе верных своих слуг) от ангелов.(Прим. ред.)

6

Иаков
- библейский патриарх, родоначальник еврейского народа; в собирательном смысле означает народ израильский.(Прим. ред.)

7

Был как странный
- был как бы чужой.(Прим. ред.)

8

В пустыне всем его снабдил?
- Речь идет об исходе евреев из Египта. Чтобы избавиться от египетского рабства, еврейский народ, руководимый Моисеем и Аароном, сорок лет странствовал по Синайской пустыне, где питался манной, посланной с небес, пил воду, высеченную Моисеем из камня, пока не достиг земли обетованной - Палестины.(Прим. ред.)

9

На верьх земных плотин
- В Библии: вознес его на высоту земли.(Прим. ред.)

10

Спас ему
- его спаситель.(Прим. ред.)

11

Бесам пожерли
- принесли жертву языческим идолам.(Прим. ред.)

12

В сквернах
- в пороках.(Прим. ред.)

13

Богам, отцам что странны их
- богам, которые были чужды для прежнего поколения.(Прим. ред.)

14

От напитавша
- от напитавшего, вскормившего, от родного. (Прим. ред.)

15

Злость познал
- увидел пороки, прегрешения. (Прим. ред.)

16

Тем, что не бог
- т. е. тем, что отрицали как своего бога.(Прим. ред.)

17

Народом их сломлю я рог?
- сломлю гордыню народа, который, хотя и многочислен, но по вине глупых(Прим. ред.)

18

Все попалит страны всея
- спалит все плодородные долины страны, чтобы вызвать голод.(Прим. ред.)

19

Плоть на дол
- тела убитых на землю.(Прим. ред.)

20

В произвол
- вволю.(Прим. ред.)

21

С седым младенца?
- смерть унесет из памяти людей и старых и малых (в Библии: ?и изглажу из среды людей память о них?).(Прим. ред.)

22

Когда б не для противных тех
- В Библии сказано: ?Но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его (т. е. Израиля) не возомнили?. Смысл стихов: сделал бы все это, если бы это не было помощью врагам Израиля, которых я сам в гневе разоряю.(Прим. ред.)

23

Рукою мы свершили сею
- Смысл: чтобы противники не похвалялись, будто не господь, а они своею рукою разорили Израиль.(Прим. ред.)

24

Сей род, в чием совете мрак
- т. е. род, который наставляют непросвещенные.(Прим. ред.)

25

Содом и Гоморра
- города, которые, по библейской легенде, были сожжены до основания небесным огнем за крайнюю развращенность нравов.(Прим. ред.)

26

Розги
- здесь: лозы.(Прим. ред.)

27

Пили треб вино в чреде
- пили вино, соблюдая порядок религиозных обрядов.(Прим. ред.)

28

Покров пусть поднесут
- пусть возьмут под покровительство.(Прим. ред.)

29

Нет, кто б исторг
- В Библии сказано: ?никто не избавит от руки моей?.(Прим. ред.)

30

Ону
- т. е. животворящую и карающую руку.(Прим. ред.)


 
 

© 2011 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, Е. М. Матвеев, М. В. Пономарева.
При поддержке РФФИ, грант № 11-07-00493-a
© 2007 Факультет филологии и искусств СПбГУ
© 2007 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, М. В. Борисова, М. В. Пономарева