"Русская литература XVIII века"

Информационно-поисковая система




 
  [главная]    -     [поиск]    -     [справочные и учебные материалы]    -     [об участниках проекта]    -     [руководство для пользователя]    -     [контакты]  
 
Цит. по: . Ред. : , .
Литературный род:
Год написания:
Темы:
Указатель: Грессе Жан-Батист-Луи , Руссо Жан- Жак, Фенелон Франсуа , Александр Македонский, Александро-Невская лавра, Вольтер Франсуа-Мари Аруэ, Германия, Гольберг Людвиг, Дашкова Е. Р., Державин Г. Р., Дмитриев И. И. , Дмитриевский И. А., Европа, Екатерина II, Елагин И. П. , Иосиф, Козловский Ф. А. , Лукин В. И. , Марк Аврелий Антонин, Москва, Новиков Н. И. , Павел I, Панин Н. И., Панин Н. И. , Панин П. И. , Панины, Париж, Потёмкин Г. А. , Россия, Санкт-Петербург, Сиф, Сумароков А. П. , Фонвизин Д. И., Фонвизин Д.И., Фонвизин И. А., Фонвизин П. И., Фонвизины, Франсуа- Мари Аруэ, Херасков М. М., Царицын луг , Шувалов И. И., Шумский, Юсти, Иоганн Генрих Готлиб
Оглавление:

Фонвизин Денис Иванович (1745 (?), Москва . - 1792, Санкт-Петербург )

Фонвизин принадлежал к старинному дворянскому роду: его предком был немецкий рыцарь, перешедший во время Ливонской войны на русскую службу. К XVIII в. Фонвизины обрусели и давно были православными. Отец писателя , богатый, воспитанный на старинный лад и не слишком образованный помещик, сначала обучал сыновей Дениса и Павла (впоследствии - переводчика) дома, уделяя особенное внимание их знакомству с церковными книгами. В 1755 г. братья поступили в гимназию при Московском университете, а затем и в университет. Фонвизин рано начал вести светский образ жизни, он был щеголем, гурманом, ветреником и острословом, однако учился всегда успешно, во всяком случае на фоне своих товарищей (по воспоминаниям писателя, уровень гимназического преподавания был тогда невысок) и даже удостоился поездки в Петербург для представления куратору университета И. И. Шувалову . В столице Фонвизин впервые побывал в театре и на всю жизнь полюбил этот вид искусства. В университетские годы писатель общался с кружком Хераскова , видимо, был знаком и с Н. И. Новиковым . В 1762 г. Фонвизин , не окончив университета, поступил на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком, затем выполнял дипломатическое поручение в Германии . Вернувшись в Петербург , он стал секретарем при И. П. Елагине . Елагин в это время активно занимался переводами, в его доме собирался кружок молодых драматургов,

склонявших на русские нравы
популярные иностранные пьесы. Теоретиком кружка был другой секретарь Елагина В. И. Лукин , личный враг и соперник Фонвизина . Лукин , был разночинцем и ориентировался на широкого, массового зрителя. Полагая, что русской публике непонятны и потому неинтересны иностранные пьесы и не чувствуя в себе и в своих товарищах сил для создания национального репертуара, Лукин предлагал переделывать западные комедии, приближая их к русской жизни (заменяя названия, имена, реалии отечественными). В отличие от фарсов Сумарокова пьесы писателей из елагинского кружка близки к <слезным> драмам, им свойствен чувствительный и нравоучительный тон, о чем говорят даже названия пьес Лукина ( Мот, любовию исправленный, Награжденное постоянство, Ревнивый, из заблуждения выведенный, Вторично вкравшаяся любовь). Именно Лукин ввел в русскую драматургию говорящие фамилии (Злорадов, Добросердов и т.д.).

Первые переводы Фонвизина появились еще до знакомства с Елагиным : это прозаические Нравоучительные басни популярного в ту эпоху датского писателя Л. Гольберга и стихотворная трагедия Вольтера Альзира. В 1760-х гг. Фонвизин перевел несколько повестей и романов, в частности Геройская добродетель, или Жизнь Сифа , царя Египетского (1762-1768), политический роман в духе Похождений Телемака Фенелона ; бытовую сентиментальную повесть Сидней и Силли, или благодеяние и благодарность и не менее чувствительную, хотя и основанную на библейском сюжете, поэму в прозе Иосиф . Самые значительные переводы Фонвизина этих лет - трактат немецкого экономиста Юсти Торгующее дворянство, пропагандирующий экономические идеи философов-просветителей, и стихотворная комедия Корион (1764),

склонение на русские нравы
популярной французской драмы Грессе Сидней. Войдя в елагинский кружок, Фонвизин особенно близко сдружился с князем Ф. А. Козловским . Этот юный драматург, в 1770 г., погибший во время Чесменского сражения, отличался злоязычием и вольнодумством, слыл одним из известнейших русских вольтерьянцев. Увлечение молодого Фонвизина просветительскими идеями особенно заметно в стихотворениях 1760-х гг., из которых до нас дошли басня Лисица-казнодей и Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке. Последний текст, посвященный трем реальным лицам, крепостным автора, не просто дает сатирическую картину нравов, но и перекликается с фаталистическими рассуждениями в повестях Вольтера . В конце 1760-х гг. Фонвизин постепенно отказывается от крайних, радикальных идей просветителей, в целом сохраняя уважение к основам их теории. Считается, что Фонвизин принимал участие в издании сатирических журналов Н. И. Новикова в 1769-1774 гг.; писателю приписывают некоторые статьи Живописца, в частности Письма к Фалалею, остроумные описания провинциальных нравов, напоминающие Недоросль.

В 1766-1769 гг. Фонвизин создал комедию Бригадир. Пьеса имела бурный успех, автора, который отличался артистическим талантом, приглашали многие вельможи прочесть комедию. Чтения были организованы при дворе, причем императрица и наследник престола Павел Петрович приняли произведение благосклонно. Впрочем, поставлен Бригадир был лишь в 1780, а опубликован - в 1783 г. Особенно высоко оценил комедию воспитатель Павла Петровича Никита Иванович Панин . В 1769 г. Фонвизин , поссорившийся с Елагиным , по приглашению Панина перешел на службу в подведомственную этому вельможе коллегию иностранных дел, став секретарем, ближайшим помощником, а позднее и другом вождя аристократической оппозиции. В 1770-х гг. Фонвизин писал лишь политические сочинения, причем, даже если они публиковались, имя автора не обозначалось: писатель оказался в опале. Как и все окружение Паниных , Фонвизин надеялся на то, что Павел Петрович вскоре взойдет на престол и станет идеальным правителем России . Эта точка зрения выражена в Слове на выздоровление Павла Петровича (1771) и в переводном Слове похвальном Марку Аврелию (1777), где описан мудрый монарх. В 1777-1778 и 1784 - 1785 гг. Фонвизин совершил заграничные путешествия. Возможно, в первую поездку он выполнял какие-то дипломатические поручения Панина . Европа произвела на писателя мрачное впечатление: сознавая недостатки русской жизни, он увидел, что на западе изъянов не меньше, хотя они и другие. Наряду с критикой политики европейских правителей, нравов французского дворянства, фанатизма, Фонвизин иронизирует и над просветительской философией, над энциклопедистами, с которыми лично познакомился в Париже . Впечатления от заграничной поездки изложены в интереснейших письмах, адресованных сестре писателя и П. И. Панину , брату его начальника. Впрочем, критика просветительства не помешала Фонвизину высказывать радикальные и дерзкие, с точки зрения той эпохи, политические суждения. В Кратком изъяснении о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина (не было опубликовано) пропагандируется распространение промышленности и торговли и формирование буржуазного сословия в России . В 1782 г. Н. И. Панин был отправлен в отставку и вскоре умер, вслед за ним оставил службу и Фонвизин . Незадолго до смерти своего покровителя Фонвизин написал трактат, излагающий основы политической теории просветителей, Рассуждение о непременных государственных законах. Это наставление идеальному правителю предназначалось для Павла Петровича и воспринималось как манифест аристократической оппозиции. Не случайно этот текст, не опубликованный, но распространенный в рукописи, часто называли Завещание Панина .

В 1780-х гг. положение Фонвизина было тяжелым: он находился в постоянной опале, произведения его запрещала цензура. В 1781 г. написана комедия Недоросль, самое знаменитое сочинение писателя. Поставлена пьеса была лишь через год благодаря придворным связям автора и не в придворном, а в Вольном общедоступном театре на Царицыном лугу в бенефис И. А. Дмитревского , исполнявшего роль Стародума. Драматический словарь 1787 г. так рассказывал о премьере:

Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков. Характер Мамы играл... актер г. Шумский к несравненному удовольствию зрителей. Сия комедия, наполненная замысловатыми выражениями и множеством действующих лиц, где каждый в своем характере изречениями различается, заслужила внимание от публики. Для сего и принята с отменным удовольствием от всех
.1 По преданию, после спектакля князь Г. А. Потемкин , некогда вместе с Фонвизиным учившийся в университете, сказал: Умри теперь, Денис , или хоть больше уже ничего не пиши: имя твое бессмертно будет по одной этой пьесе. Успех Недоросля побудил Фонвизина к изданию сатирического журнала Друг честных людей, или Стародум. Был подготовлен первый номер, куда вошла переписка некоторых персонажей комедии и другие, дерзкие по содержанию комические очерки, например, Всеобщая придворная грамматика, издевательское описание механизма управления страной в форме учебника грамматики. Журнал был запрещен еще до выхода первого номера, а затем писателю не позволили издать и собрание сочинений. Все же некоторые тексты Фонвизина в печати появились. В 1783-1784 гг. он сотрудничал в журнале Собеседник любителей российского слова, который издавала президент Российской академии княгиня Е. Р. Дашкова . Здесь были напечатаны Опыт российского сословника (отрывок из проекта словаря синонимов, в котором примеры были намеренно подобраны так, что составляли резкую социальную сатиру), Челобитная российской Минерве от российских писателей (попытка заступиться за Г.Р. Державина , подвергшегося преследованиям вельмож, высмеянных в оде Фелица) и Несколько вопросов автору Былей-небылиц, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание. Фонвизин в 21 вопросе кратко формулирует основные проблемы российской внутренней политики и показывает совершенную несостоятельность существующего режима. Писатель предполагал, что читатели журнала выскажут свои мнения и завяжется политическая дискуссия, но этого не произошло. Екатерина II (автор Былей-небылиц) первоначально решила, что это анонимное произведение принадлежит И. И. Шувалову , но позднее узнала об авторстве Фонвизина . Императрица ответила на предложенные вопросы, тоже не называя себя , но намекая на свою персону. Реакция Екатерины , как видно из ее реплик, нервна и резка: это показывает, насколько острых проблем коснулся ее оппонент. В 1786 г. Фонвизину удалось напечатать повесть Калисфен о печальной судьбе мудрого и гуманного философа при тиране Александре Великом . Идея повести в том, что говорящий деспоту правду обречен на гибель. В конце жизни писатель работал над комедией Выбор гувернера и мемуарами Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. В этом последнем произведении, навеянном Исповедью Ж.-Ж. Руссо , автор пытается осмыслить все этапы своей духовной эволюции и подвести итог своей жизни. К сожалению, текст доведен лишь до 1769 г. Последние годы жизни Фонвизин тяжело болел. Семь лет он находился в параличе, несколько раз его поражал апоплексический удар, левая половина тела у него отнялась. Писатель несколько раз ездил за границу лечиться, его подвергали мучительным процедурам электризации. Однако ни физические недуги, ни политические преследования не сломили Фонвизина психологически: его ум оставался ясным и острым до последнего дня жизни. Об этом свидетельствуют мемуары И. И. Дмитриева , который познакомился с Фонвизиным накануне смерти последнего. Драматург скончался, будучи богатым помещиком (еще в начале 1770-х гг. он получил в подарок от Панина более тысячи душ с землей), известным писателем и заметным в свете человеком. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры .


1 Драматический словарь. М., 1787. С. 88.(Прим. автора)


 
 

© 2011 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, Е. М. Матвеев, М. В. Пономарева.
При поддержке РФФИ, грант № 11-07-00493-a
© 2007 Факультет филологии и искусств СПбГУ
© 2007 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, М. В. Борисова, М. В. Пономарева