"Русская литература XVIII века"

Информационно-поисковая система




 
  [главная]    -     [поиск]    -     [справочные и учебные материалы]    -     [об участниках проекта]    -     [руководство для пользователя]    -     [контакты]  
 
Цит. по: И. И. Дмитриев. Полное собрание стихотворений. Ред. Г. П. Макогоненко Л.: Советский писатель, 1967.
Первая публикация: Чужой толк. И мои безделки, 1795.
Литературный род: лирика
Год написания: 1794
Метрическая схема: Я6
Рифмовка: Астрофич. п. р.
Темы: лирическая поэзия, классическая поэзия, вдохновение, правила стихотворства, поэтические шаблоны, русские литераторы, светская жизнь
Указатель: Аполлон, Аристарх, Арлекин, Геракл, Гораций, Грейг С. К., Дашкова Е. Р., Демосфен, Екатерина II, Костюшко Т., Крым, Марсий, Москва, Николев Н. П., Орлов А. Г., Пиндар, Рамлер К. В., Рим, Румянцев-Задунайский П. А., Рымник, Феб, Ферзен И. Е.

Что за диковинка? лет двадцать уж прошло,
Как мы, напрягши ум, наморщивши чело,
Со всеусердием всё оды пишем, пишем,
А ни себе, ни им похвал нигде не слышим!
Ужели выдал Феб свой именной указ,
Чтоб не дерзал никто надеяться из нас
Быть Флакку 1, Рамлеру 2и их собратьи равным
И столько ж, как они, во песнопеньи славным?
Как думаешь?.. Вчера случилось мне сличать
И их и нашу песнь: в их... нечего читать!
Листочек, много три, а любо, как читаешь-
Не знаю, как-то сам как будто бы летаешь!
Судя по краткости, уверен, что они
Писали их резвясь, а не четыре дни;
То как бы нам не быть еще и их счастливей,
Когда мы во сто раз прилежней, терпеливей?
Ведь наш начнет писать, то все забавы прочь!
Над парою стихов просиживает ночь,
Потеет, думает, чертит и жжет бумагу;
А иногда берет такую он отвагу,
Что целый год сидит над одою одной!
И подлинно уж весь приложит разум свой!
Уж прямо самая торжественная ода!
Я не могу сказать, какого это рода,
Но очень полная, иная в двести строф!
Судите ж, сколько тут хороших есть стишков!
К тому ж, и в правилах: сперва прочтешь вступленье,
Тут предложение, а там и заключенье -
Точь-в-точь как говорят учены по церквам!
Со всем тем нет читать охоты, вижу сам.
Возьму ли, например, я оды на победы,
Как покорили Крым , как в море гибли шведы;
Все тут подробности сраженья нахожу,
Где было, как, когда, - короче я скажу:
В стихах реляция! прекрасно!.. а зеваю!
Я, бросивши ее, другую раскрываю,
На праздник иль на что подобное тому:
Тут найдешь то, чего б нехитрому уму
Не выдумать и ввек:
зари багряны персты
,

И
райский крин
, и Феб , и
небеса отверсты!
3

Так громко, высоко!.. а нет, не веселит,
И сердца, так сказать, ничуть не шевелит!

Так дедовских времен с любезной простотою
Вчера один старик беседовал со мною.
Я, будучи и сам товарищ тех певцов,
Которых действию дивился он стихов,
Смутился и не знал, как отвечать мне должно;
Но, к счастью - ежели назвать то счастьем можно,
Чтоб слышать и себе ужасный приговор, -
Какой-то Аристарх 4с ним начал разговор.

На это,- он сказал,-есть многие причины;

Не обещаюсь их открыть и половины,
А некоторы вам охотно объявлю.
Я сам язык богов, поэзию, люблю,
И нашей, как и вы, утешен так же мало;
Однако ж здесь, в Москве , толкался я, бывало,
Меж наших Пиндаров 5и всех их замечал:
Большая часть из них-лейб-гвардии капрал,
Асессор, офицер, какой-нибудь подьячий
Иль из кунсткамеры антик, в пыли ходячий,
Уродов страж, - народ всё нужный, должностной;
Так часто я видал, что истинно иной
В два, в три дни рифму лишь прибрать едва успеет,
Затем что в хлопотах досуга не имеет.
Лишь только мысль к нему счастливая придет,
Вдруг било шесть часов! уже карета ждет;
Пора в театр, а там на бал, а там к Лиону6,
А тут и ночь... Когда ж заехать к Аполлону ?
Назавтра, лишь глаза откроет, - уж билет:
На пробу в пять часов...
Куда же? В модный свет,

Где лирик наш и сам взял Арлекина ролю.
До оды ль тут? Тверди, скачи два раза к Кролю7;
Потом опять домой: здесь холься да рядись;
А там в спектакль, и так со днем опять простись!

К тому ж, у древних цель была, у нас другая:
Гораций , например, восторгом грудь питая,
Чего желал? О! он - он брал не с высока:
В веках бессмертия, а в Риме лишь венка
Из лавров иль из мирт, чтоб Делия8сказала:
Он славен, чрез него и я бессмертна стала!
А наших многих цель - награда перстеньком,
Нередко сто рублей иль дружество с князьком,
Который отроду не читывал другова,
Кроме придворного подчас месяцеслова,
Иль похвала своих приятелей; а им
Печатный всякий лист быть кажется святым.
Судя ж, сколь разные и тех и наших виды,
Наверно льзя сказать, не делая обиды
Ретивым господам, питомцам русских муз,
Что должен быть у них и особливый вкус
И в сочинении лирической поэмы
Другие способы, особые приемы;
Какие же они, сказать вам не могу,
А только объявлю - и, право, не солгу, -
Как думал о стихах один стихотворитель,
Которого трудов Меркурийнаш, и Зритель9,
И книжный магазин, и лавочки полны10.
Мы с рифмами на свет, - он мыслил, -рождены;
Так не смешно ли нам, поэтам, согласиться
На взморье в хижину, как Демосфен 11, забиться,
Читать да думать всё, и то, что вздумал сам,
Рассказывать одним шумящим лишь волнам?
Природа делает певца, а не ученье;
Он не учась учен, как придет в восхищенье;
Науки будут всё науки, а не дар;
Потребный же запас-отвага, рифмы, жар.
И вот как писывал поэт природный оду:
Лишь пушек гром подаст приятну весть народу,
Что Рымникский Алкид 12поляков разгромил
Иль Ферзен 13их вождя Костюшку 14полонил,
Он тотчас за перо и разом вывел:
ода!
15

Потом в один присест:
такого дня и года!

Тут как?..
Пою!
Иль нет, уж это старина!

Не лучше ль:
Даждь мне, Феб!..
Иль так:
Не ты одна

Попала под пяту, о
чалмоносна Порта!

Но что же мне прибрать к ней в рифму, кроме черта?
Нет, нет! нехорошо; я лучше поброжу
И воздухом себя открытым освежу.
Пошел и на пути так в мыслях рассуждает:
Начало никогда певцов не устрашает;
Что хочешь, то мели! Вот штука, как хвалить
Героя-то придет! Не знаю, с кем сравнить?
С Румянцевым 16его, иль с Грейгом , иль с Орловым 17?
Как жаль, что древних я не читывал! а с новым-
Неловко что-то всё. Да просто напишу:
Ликуй, Герой! ликуй, Герой ты!
- возглашу.

Изрядно! Тут же что! Тут надобен восторг!
Скажу:
Кто завесу мне вечности расторг?

Я вижу молний блеск! Я слышу с горня света

<И то, и то...
А там?.. известно:
многи лета!

Брависсимо! и план и мысли, всё уж есть!
Да здравствует поэт! осталося присесть,
Да только написать, да и печатать смело!
Бежит на свой чердак, чертит, и в шляпе дело!
И оду уж его тисненью предают,
И в оде уж его нам ваксу продают!
Вот как пиндарил он, и все, ему подобны,
Едва ли вывески надписывать способны!
Желал бы я, чтоб Феб хотя во сне им рек:
Кто в громкий славою Екатеринин век
Хвалой ему сердец других не восхищает
И лиры сладкою слезой не орошает,
Тот брось ее, разбей, и знай: он не поэт!

Да ведает же всяк по одам мой клеврет,
Как дерзостный язык бесславил нас, ничтожил,
Как лирикой ценил! Воспрянем! Марсий 18ожил!
Товарищи! к столу, за перья! отомстим,
Надуемся, напрем, ударим, поразим!
Напишем на него предлинную сатиру
И оправдаем тем российску громку лиру.

1Флакк Гораций (65-8 до н. э.) - римский поэт.(Прим. ред.)

2Рамлер Карл Вильгельм (1725-1798) - немецкий поэт, переводчик древнегреческих и древнеримских авторов.(Прим. ред.)

3Зари багряны персты, и райский крин, и Феб, и небеса отверсты - цитаты шаблонных образов и рифм из множества од, в частности од В. Петрова.(Прим. ред.)

4Аристарх (ок. 217 - 145 до н. э.)- александрийский филолог, издавал, комментировал и поправлял ошибки в сочинениях Гомера, Эсхила, Гесиода, Пиндара. Синоним строгой и справедливой критики.(Прим. ред.)

5Пиндар (ок. 518 или 522 - ок. 442 до н. э.) - древнегреческий поэт-лирик.(Прим. ред.)

6Лион - бывший содержатель в Петербурге вольных маскерадов.(Прим. ред.)

7Кроль - петербургский портной.(Прим. ред.)

8Делия - возлюбленная поэта Горация, воспетая им в стихах.(Прим. ред.)

9"Меркурий" наш, и "Зритель" - петербургские журналы.(Прим. ред.)

10Как думал о стихах один стихотворитель, которого трудов "Меркурий" наш, и "Зритель"... - видимо, речь идет о поэте Н. Николеве (1758-1815). В 1791 г. он опубликовал лирическое послание к Е. Р. Дашковой - обширный трактат в стихах, в котором, опираясь на Сумарокова, защищал основы нормативной поэтики классицизма. Свои оды он печатал в журналах И. Крылова и А. Клушина Зритель (1792) и Санкт-Петербургский Меркурий (1793), занимавших враждебную к Дмитриеву и Карамзину позицию. В 1792 г. Николев написал несколько од На заключение мира с Оттоманскою Портою. Впервые Дмитриев высмеял Николева - автора торжественных од - в Гимне восторгу (1792). Здесь нападкам подверглись не только оды Николева, но и его теоретические рассуждения в защиту классицизма.(Прим. ред.)

11Демосфен (384-322 до н. э.) - древнегреческий политический деятель и великий оратор. По преданию, чтобы избавиться от физического недостатка речи, долгое время жил уединенно на берегу моря и произносил речи перед морем.(Прим. ред.)

12Рымникский Алкид - Суворов А. В. (1730-1800), граф Рымникский, командовал русскими войсками в 1794 г. при взятии Варшавы.(Прим. ред.)

13Ферзен И. Е. (П47-1799) - русский генерал, принимал участие в польской кампании.(Прим. ред.)

14Костюшко. Поднятое в марте 1794 г. национально-освободительное восстание под руководством польского патриота и республиканца Костюшко Тадеуша (1746-1817) было подавлено 10 октября русскими царскими генералами, а Костюшко взят в плен.(Прим. ред.)

15Он тотчас за перо и разом вывел: ода. Дмитриев создает пародийный текст торжественной оды, используя стилистические и фразеологические штампы, характерные для многих поэтов-классицистов.(Прим. ред.)

16Румянцев П. А. (1725-1796) -знаменитый русский полководец.(Прим. ред.)

17Грейг С. К. (1736-1788) и Орлов А. Г. (1737-1808) командовали русским флотом во время Чесменского морского боя, в ходе которого была одержана победа над Турцией и флот ее сожжен (1770).(Прим. ред.)

18Марсий (греч. миф.) - тщеславный музыкант, вызвавший на состязание самого Аполлона. Победивший Аполлон повесил Марсия и содрал с него кожу. Имя стало нарицательным для обозначения тщеславных и бездарных поэтов.(Прим. ред.)


 
 

© 2011-2022 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, Е. М. Матвеев, М. В. Пономарева.
При поддержке РФФИ, грант № 11-07-00493-a
© 2007 Факультет филологии и искусств СПбГУ
© 2007 П. Е. Бухаркин, А. В. Андреев, М. В. Борисова, М. В. Пономарева